Разработка сайтов
У всех сайтов цель одна — заработать денег. Быстрее всего зарабатывают сайты с продажей товара или услуги, дольше всего — имиджевые.
Сайты нужны для разных задач
Интернет-магазин продаёт товары, как обычный магазин. Отличие — в нём нет продавца, который поможет подобрать товар. Поэтому нужно спланировать, что и в какой момент показывать покупателю: какой основной товар, что купить заодно, что предложить, если он сомневается.
Промо-страница продаёт что-то одно: событие, курс или один конкретный товар, услугу. Обычно такие страницы яркие и броские, на них переходят с контекстной рекламы, и они быстрее других способов приносят клиентов и деньги. Из промо-страницы можно развить полноценный большой сайт.
Большой корпоративный сайт внушает ощущение стабильности и тоже продаёт услуги. Состоит из множества страниц, обычно: каталог, о компании, услуги, доставка, оплата, контакты, частые вопросы.
Лонгрид — длинная страница с большим энциклопедическим текстом, фотографиями, видео, схемами, графиками. Его задача — показывать профессионализм автора и этим продавать услуги.
Лонгрид продаёт не сразу, как промо-страница. На него нельзя пускать контекстную рекламу, потому что она не окупится. Лонгрид — скорее, журнальная статья.
Чем больше хороших лонгридов у вас прочитает человек, тем больше он будет прислушиваться к вашему мнению, считать вас экспертом, рекомендовать. Но он может сделать заказ у вас и через год, при этом останется к вам лояльным.
Лонгриды пишут в блоге на сайте, чтобы сформировать имидж человека или компании.
Личный сайт продаёт услуги или товары конкретного человека.
О задачах сайта может рассказать только заказчик
Заказчик лучше всех знает о предметной области и своём бизнесе. Поэтому разработчик должен максимально подстраиваться под требования бизнеса.
Если разработчик считает, что у него нет ограничений, значит, он плохо понял задачу.
Хорошим разработчикам не нужны лёгкие клиенты, которые сами не знают чего хотят, а просто распоряжаются чужими деньгами. Хорошим разработчикам нужны тяжёлые клиенты, которые хотят понимать, что происходит, и участвовать в процессе.
Мы — хорошие разработчики. Вот как мы проектируем сайты.
1. Подготовка
1. Выясняем, кто аудитория сайта, на какие части она делится. Для этого погружаемся в тему и общаемся с заказчиком.
Продумываем, как работать поближе к нему: съездить на производство, пофотографировать, поговорить с руководством и исполнителями, послушать записи разговоров с клиентами.
Задаём вопросы заказчику:
- Кто ваша аудитория? Мужчины, женщины? Сколько им лет? Чем они занимаются? Где живут? Сколько у них денег? Какой социальный статус?
- Что эти люди знают о вашем предмете? Чего не знают?
- Что их привлечёт, а что оттолкнёт? Чего они боятся? Что любят? О чём мечтают?
- В какое время дня они выбирают товар и почему?
Изучаем статистику, конкурентов и форумы:
В конце этого этапа мы знаем всё о компании, для которой делаем сайт. Мы берём деньги не за сайт, а за решение задачи. Чтобы понять задачу, недостаточно просьбы клиента «сделать сайт». Возможно, ему вообще не понадобится сайт.
Например, начинающему флористу лучше подойдёт инстаграм с фотографиями букетов — это дёшево и быстро.
2. Придумываем персонажа для каждого сегмента аудитории. Переводим понимание этапа 1 в форму, подходящую для обсуждения с другими людьми. Получаем список персонажей, где вначале более важные.
3. Представляем, чем сайт может быть полезен каждому персонажу. Получаем список целей в порядке убывания важности.
4. Ставим себя на место каждого персонажа. Получаем список сценариев.
Посмотрите, как мы сделали персонажей, цели, сценарии для пирсера Анастасии Карасёвой.
5. Пишем понимание задачи, указываем сроки итерации и заключаем договор. Описываем в документе, как мы поняли задачу, персонажей, цели, сценарии, и согласовываем с заказчиком. Утверждаем стоимость и сроки. Если не так поняли, редактируем. Понимание задачи Анастасии Карасёвой.
Ни в чём, кроме этого, помощь заказчика не нужна.
Нам не нужно техническое задание. Обычно разработчики сайтов начинают с ТЗ, когда они ничего не знают про бизнес заказчика, не понимают проблему и не знают, как её решать.
При этом в ТЗ фиксируются решения, которые нужно потом выполнять, даже если позже понял задачу и знаешь, как сделать лучше.
ТЗ в начале работы в виде большого непонятного документа, нужно только разработчику, чтобы сказать: «Ничего не знаю, в ТЗ же написано». Заказчику от ТЗ пользы нет.
Если заказчик отвечает в тот же день, то этапы 1–5 делаем за две недели.
До этого этапа не нужно платить — пока мы не поняли задачу.
2. Разработка
6. Готовим содержание сайта, начиная с самого важного сценария самого важного пользователя. Пока пишем тексты, общаемся с заказчиком и задаём вопросы. Наши тексты — это факты о бизнесе заказчика, а не художественные произведения.
Иногда мы делаем контент-маркетинг, всегда — составляем редакционную политику.
Почти для всех сайтов нужны чёткие крупные фотографии. Мы помогаем сделать или советуем, к кому обратиться.
7. Рисуем сайт. Сайт существует в вебе, это отдельная среда со своими ограничениями и закономерностями. Чем тщательнее их учитывать, тем лучше получится результат. Поэтому мы стараемся меньше пользоваться Фотошопом (это другая среда, со своими ограничениями), а побыстрее переходить к вёрстке. Наша полная статья об этом.
Собираем мудборд — коллекцию примеров. Мудборд помогает быстро поговорить о визуальной составляющей. Его делают дизайнер и заказчик — собирают картинки, которые им нравятся и кажутся подходящими для проекта.
Смотрим, как у конкурентов решена задача.
Под руководством редактора начинаем делать макет. Показываем заказчику каждый день и задаём вопросы.
После дизайнер пишет задание для технолога.
8. Верстаем сайт. Дизайнер и редактор проверяют вёрстку и принимают работу. Сайт выпущен — это работоспособный продукт, на который уже можно принимать посетителей.
Как заказчик может увеличить шансы сделать хороший сайт: согласится уменьшить количество персонажей на этапе 2.
Как заказчик может ускорить процесс: участвовать в процессе на этапах 1–4.
3. Дополнительные работы, если потребуются — в отдельных итерациях
Сделаем админку, чтобы заказчик мог редактировать что нужно, например, цену. Напишем видеоинструкцию.
Продолжим развивать сайт. Всегда есть что добавить или улучшить. Можно собрать обратную связь, подумать, что работает, что нет, добавить другие товары и услуги.
Запустим рекламу.
Чтобы легче было работать, мы написали наши принципы
Ответственность за результат общая у нас и заказчика. Заказчик должен работать плотно: присылать материалы, согласовывать тексты и дизайн как можно быстрее.
Срок завершения работ не переносится. Если не будем успевать, урежем часть задуманного, чтобы выпустить сайт вовремя.
Работаем двухнедельными итерациями. За этот срок можно успеть выпустить продукт. Если у вас будет одна запущенная страница, это лучше, чем ничего, растянувшееся на неопределённый срок.
Вся документация — в Асане и Гугл Документах. Асана — для групповой работы. В неё поступают задачи редактору, дизайнеру, технологам и заказчику, вся информация по проекту хранится в ней.
Гугл Документы нужны, чтобы писать в них тексты и делиться ссылкой на них, а не обмениваться текстовыми файлами. Ещё есть отдельный документ — идеи на следующую итерацию.
Как можно раньше стараемся перейти к вёрстке, настоящим данным. У каждой среды есть свои ограничения, которые диктуют решения. Например, если вы пишете буквы тушью кисточкой на шёлке, у вас получится одно, а если вырубаете резцом из камня — другое.